Каждая страховая компания сама решает, какие условия и в какой мере влияют на цену полиса. Но, как и в случае с ОСАГО, большую роль отводят возрасту водителя и его стажу. Если полис КАСКО оформляется на нескольких водителей, то расчёт стоимости проведут по данным самого молодого и неопытного. Учитывается и опыт безаварийного вождения: данные, становился ли человек виновным или пострадавшим в ДТП, доступны всем страховым компаниям. С 2020 года в рамках либерализации ОСАГО страховщики ещё и получают данные ГИБДД о серьёзных нарушениях, совершённых водителями. Поэтому эту информацию также могут использовать при формировании цены на полис КАСКО.
Если стоимость ОСАГО зависит только от мощности двигателя автомобиля, то при расчёте КАСКО учитываются прежде всего его марка, модель и возраст. Эти параметры определяют риск угона машины, который страховая компания рассчитывает исходя из статистики подобных происшествий. При этом страховщики, устанавливая коэффициент за ту или иную модель, ориентируются сначала на собственную аналитику по выплатам за угоны, а уже потом — на данные МВД. Влияют марка с моделью автомобиля и на цену полиса в части страхования ущерба — ведь риски по этому возмещению зависят от стоимости ремонта и цен на запчасти к машине.
В полис КАСКО часто входит набор опций — будь то выезд представителя компании (аварийного комиссара) на место ДТП или подменный автомобиль на время ремонта. Эти услуги дополнительно поднимают стоимость страховки. Поэтому нужно ещё на стадии подписания договора трезво оценить, какие из них необходимы, а от чего можно отказаться.
Как сэкономить на КАСКО
Самый простой и действенный способ сэкономить на КАСКО — хорошо подумать перед покупкой полиса, так ли он вам нужен в действительности. Может оказаться, что застраховав на круглую сумму старую машину с большим пробегом, вы в итоге мало что получите в случае её угона или повреждения в ДТП. Но если понимаете, что полис точно нужен, тогда вот несколько способов сделать его дешевле. Однако учтите — у каждого из них есть и обратная сторона.
Франшиза. Это сумма убытков, которую водитель по договорённости со страховой компанией покрывает за свой счёт. А СК в свою очередь оплачивает всё, что франшиза компенсировать не в состоянии. Например, с франшизой до 5000 рублей все повреждения, стоимость устранения которых меньше или равна этой сумме, будет оплачивать сам владелец. Если ущерб оценят в 11 000 рублей, то страховая оплатит ремонт за вычетом франшизы, то есть выплатит 6000 рублей.
Чем франшиза больше, тем страховка дешевле. Однако это выгодно, только если риск попасть в ДТП у вас минимален: вы очень опытный водитель или редко ездите. Интенсивная эксплуатация автоматически увеличивает риск мелких неприятностей — царапин, полученных на парковках, трещин от камней на лобовом стекле, украденных эмблем и т.д. И сэкономив, по сути, один раз в год при покупке полиса, вы будете вынуждены платить за каждый мелкий ремонт из своего кармана.
Полис с агрегатной суммой. В таком полисе обозначен лимит страховых выплат на срок страхования. Например, вы страхуете машину на год на сумму в 500 000 рублей. Если в течение года вы попадёте в несколько аварий, страховая будет возмещать ущерб лишь до тех пор, пока сумма всех выплат не дойдёт до полумиллиона. За все следующие повреждения до конца года вы не получите ни рубля. Такой полис обычно стоит на 15–25% дешевле аналога с неагрегатной суммой. Но подобная экономия не всегда стоит риска в какой-то момент остаться с разбитой машиной и перспективой чинить её за свои деньги.
Ограничение списка рисков. С выгодой для автовладельца застраховать только угон или только ущерб предлагают многие страховые компании. Другой вариант заплатить меньше — сократить в полисе круг причин возмещения «ущерба». Например, исключив всё, кроме ДТП. Кажется, это может быть выгодно. Но с вами скорее всего не согласятся те, чья машина утонула на стоянке во время аномальных ливней. Или те, на чью машину коммунальщики уронили ледяную глыбу с крыши. Ведь в случае ограничения рисков владельцы этих машин ничего не получили за эти повреждения.
КАСКО + ОСАГО. Стремясь привлечь клиентов, СК может дать дополнительную скидку на КАСКО при одновременном оформлении у неё же и полиса ОСАГО. Для таких случаев даже ввели новый официальный бланк страховки с данными обоих полисов.
Но в таком «комбо» тоже есть подводные камни. С 2020 года тарифы обязательного страхования стали либеральнее, на них начали влиять страховая история водителя и внутренние правила страховой компании. В итоге можно получить скидку на КАСКО, но при этом заплатить за ОСАГО «по полной». И где тут выгода? Поэтому, заключая сразу два договора страхования, нужно каждый из них проверять и сверять с предложениями других компаний – иметь КАСКО и ОСАГО от разных СК закон не запрещает.
Полис с телематическим оборудованием. Относительно новая услуга на российском рынке: страховщик устанавливает в машину оборудование, которое на протяжении одной-двух недель фиксирует параметры и стиль езды автовладельца. На основании полученных данных — интенсивности разгонов и торможений, данных о средней скорости и т.д. — СК смотрит, насколько водитель аккуратен, велик ли риск его попадания в аварию и, в конечном счёте, определяет индивидуальные условия страхования.
Для аккуратных и законопослушных водителей такие условия окажутся существенно выгоднее. Однако здесь тоже многое будет определяться и настройками оборудования, и трактовкой страховщиков. Что считать слишком резким торможением и слишком быстрым разгоном? Причиной и того, и другого может быть как ваша невнимательность, так и, наоборот, точная и единственно верная реакция на ошибки других участников движения, которая помогла избежать ДТП.
Полис с обязательными условиями эксплуатации. Страховая компания может внести в договор дополнительные пункты, снижающие риск угона машины и, за счёт этого, и цену КАСКО для автовладельца. Однако необходимость установить GPS-сигнализацию, парковать машину только на охраняемых стоянках и прочие ограничения сами по себе обойдутся в круглую сумму в год. Подумайте, насколько они соизмеримы с единожды получаемой скидкой на полис. Не исключено, что проще воспользоваться другим вариантом — доплатить, но не устанавливать дорогую спутниковую систему, которая ещё и не 100 процентов защищает от профессиональных угонщиков.