Статья 961 ГК РФ говорит ясно: сообщить страховщику о наступлении страхового случая нужно незамедлительно, если договором страхования не определены иные сроки. Поэтому звонить в СК необходимо при первой возможности после ДТП.
Затем в течение пяти дней потерпевшему требуется подать заявление на выплату, приложив документы (их список приведён ниже). При оформлении по Европротоколу и виновный, и потерпевший в течение этого же срока предоставляют копии извещения о ДТП своим страховщикам. А если аварию оформляли через приложение «Помощник ОСАГО», то это произойдёт автоматически.
До мая 2019 года забывчивый виновник ДТП, оформленного по Европротоколу, мог получить регрессивное требование (его страховая получала право взыскать с него всю сумму, выплаченную потерпевшему). Однако сейчас этот пункт из закона об ОСАГО исключён. Часто и пострадавшему СК грозит лишением возмещения, если тот опоздает с подачей документов. Но согласно статье 12 Закона об ОСАГО, это законно, только если такие правила прописаны в договоре страхования. Читайте внимательно мелкий шрифт!
В течение тех же пяти дней страховая требует предоставить автомобиль для осмотра. Здесь строгости меньше, чем с документами, но чем быстрее эксперт компании осмотрит машину, тем скорее будет выплата. В противном случае СК вправе перенести осмотр или экспертизу на срок до 20 рабочих дней.
Автомобиль в нетранспортабельном состоянии могут осмотреть там, где он хранится, но о состоянии машины нужно сообщить при подаче заявления в СК. Самостоятельно назначить экспертизу владелец может только при условии, что машину, предоставленную в срок, специалист страховой компании так и не осмотрел (пункт 3.12 главы 3 постановления Банка России «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). В этом случае страховщики посчитают возмещение на основе оценки, проведённой по заказу потерпевшего, а стоимость экспертизы включается в сумму понесённого убытка.