Страховщики повышают стоимость полисов ОСАГО — водители уже ощутили на себе рост цен, продлевая полисы в тех же страховых компаниях, хотя их коэффициент КБМ становится меньше. Особенно заметным это стало с конца весны, когда некоторым автомобилистам без веского повода увеличили цену полиса на несколько тысяч рублей. А в среднем подорожание составляет 400–500 рублей.
В Российском союзе автостраховщиков рост реальных цен на полисы ОСАГО объясняют повышением средней выплаты. По данным организации, в мае 2022 года средняя выплата увеличилась по сравнению с маем 2021 года на 13% или на 8,5 тысяч рублей. Однако тратить на полис больше вынуждены и добросовестные водители, которые не попадали в аварии.
Журнал Авто.ру опросил знакомых автомобилистов, как изменилась стоимость полисов, и поинтересовался у страховых компаний, почему страховка резко подорожала, если реформа с повышением лимитов выплат и отменой износа запчастей — из-за которой и ожидался рост цен — была приостановлена на неопределённый срок.
Страховые компании ссылаются на рост цен
Многие страховщики повышают цены для своих клиентов при продлении договора без объяснения конкретных причин. Менеджеры страховых компаний отделываются общими фразами об инфляции и о том, что «дорожает сейчас всё». Многие клиенты таким объяснениям не рады и ищут более выгодные предложения, меняя страховщика.
Один из читателей рассказал о росте стоимости полиса на 4 тысячи рублей — у одной и той же компании при безаварийном вождении и без изменения вводных со стороны клиента. Менеджер компании объяснил это повышением цен на запчасти, добавив, что страховки начали дорожать на 30–50% ещё в марте 2022 года.
Как отметили в пресс-службе страхового дома ВСК, стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от стоимости запчастей, которые прописаны в справочнике РСА. «Если растёт стоимость запчастей, то растёт и стоимость полиса ОСАГО. По справочнику ожидается рост стоимости запчастей более чем на 20%», — объяснили в ВСК. Новый справочник обновится только в конце июня, но страховые компании уже сейчас учитывают этот фактор в формировании цен, заранее закладывая ожидаемый рост стоимости ремонта.
Впрочем, ситуацией пользуются не все, а в некоторых случаях автомобилисты даже получают скидки за безаварийную езду и цена полиса становится ниже. По подсчётам Журнала Авто.ру, сегодня скидку дают только каждому пятому водителю, хотя в РСА неоднократно объявляли о том, что стоимость полиса ежегодно снижается у 80% водителей.
В таблице мы собрали примеры реальных расчётов и суммы, которые запросили страховщики в 2022 году уже с учётом новой сетки КБМ.
Примеры изменения стоимости полиса ОСАГО за год безаварийной езды
Автомобиль | КБМ 21/22 | Цена в 2021 г. | Цена в 2022 г.* |
---|---|---|---|
Lada Granta | 0,5/0,46 | 3600 руб. | 4000 руб. |
Volkswagen Tiguan | 0,5/0,46 | 5200 руб. | 6300 руб./ 5300 руб. |
Volkswagen Polo | 0,5/0,46 | 4700 руб. | 5410 руб. |
Audi A4 | 0,85/0,78 | 14 936 руб. | 13 038 руб. |
BMW X1 | 0,8/0,74 | 9620 руб. | 7905 руб. |
Lada XRAY | 0,75/0,68 | 5540 руб. | 6000 руб. |
Nissan Qashqai | 0,75/0,7 | 5320 руб. | 7400 руб./ 6892 руб. |
VW Tiguan | 0,75/0,75** | 6500 руб. | 10 500 руб./ 6730 руб. |
Как страховщики меняют цены и почему КБМ может расти без аварий
Страховщики и эксперты, опрошенные Журналом Авто.ру, объясняют повышение цен расширением тарифного коридора. Учитывая ситуацию на рынке, страховые компании считают ОСАГО по максимальной или близкой к ней ставке базового тарифа, чтобы повысить доходность и снизить риски. Это законно: любая компания может выбрать базовую ставку в пределах установленной Центральным банком, а её аппетиты ограничивает только конкуренция с другими страховщиками. Поэтому даже при понижении КБМ водителя стоимость страховки может оказаться заметно выше, чем была до этого.
Проблемы также возникают из-за технических сбоев в системе АИС РСА, которая автоматом не подтягивает многолетние данные, если менеджер в нужное время не захотел вбивать их вручную. Изучая различные значения коэффициента бонус-малус, а также факторов, которые на него влияют, мы выяснили, что страховые компании зачастую завышают КБМ автомобилистам при смене фамилии или после замены водительских прав. То есть не вносят данные о прошлых правах и считают КБМ по новым документам без учёта предыдущей истории езды и реального водительского стажа. Намеренно или случайно — неизвестно. Однако большинство водителей не проверяют свои коэффициенты и просто соглашаются с предложенным расчётом.
Проверить свой действующий КБМ можно по ссылке на сайте Российского союза автостраховщиков. Если ваш КБМ вырос, а аварий не было, то это следствие смены фамилии либо замены водительского удостоверения. Как объяснили Журналу Авто.ру в РСА, чтобы восстановить своё честное имя и вернуть справедливый КБМ, необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением. А в некоторых случаях исправить ситуацию возможно, только если предоставить бумажные копии старых полисов ОСАГО за все годы, неучтённые страховщиком после смены прав.
Источник Журнала Авто.ру в страховом сообществе предположил, что такие ситуации сейчас будут возникать чаще, так как страховые компании могут намеренно закрывать глаза на историю вождения по старым документам и завышать КБМ по новым правам как водителям-новичкам ради получения дополнительной прибыли. Такой прецедент уже был в 2015 году, когда компании «Росгосстрах» приостановили лицензию на две недели за подобные нарушения. Поэтому автомобилистам важно внимательно отслеживать историю изменения своего КБМ, особенно после смены прав.
Полис будет дорожать и дальше
Нынешний рост стоимости полиса в РСА считают умеренным: в мае средняя премия по ОСАГО (стоимость полиса для автомобилиста) для легковых автомобилей физлиц выросла по сравнению с январём на 400 рублей или на 7%. «Средняя стоимость ОСАГО оставалась стабильной в течение последних трёх лет. При этом для безаварийных автовладельцев, доля которых составляет около 80%, стоимость ОСАГО снижалась, в том числе благодаря снижению для них коэффициентов системы бонус-малус: так, с 1 апреля этого года максимальная скидка за безаварийное вождение увеличилась до 54%», — говорят в Российском союзе автостраховщиков.
Но полисы будут дорожать и дальше, прогнозируют в организации. «Нужно учесть, что выплаты осуществляются по справочникам средней стоимости, введённым в действие 19 марта 2022 года, в которых фактически не отражён резкий рост стоимости запчастей и проблемы с их логистикой. Актуальные цены на запасные части, сформированные в условиях международных санкций, отражены в новых справочниках, которые в данный момент проходят процедуру общественного обсуждения и будут введены в действие с 19 июня. Ожидается, что после этого рост средней выплаты ускорится».
Помимо этого, к концу года чиновники могут вернуться к вопросу повышения лимитов выплат по жизни и здоровью, что также повлечёт рост цен на ОСАГО. Ещё одним фактором подорожания способна стать отмена износа запчастей. Оба нововведения фактически были готовы ещё зимой, но сроки их вступления в силу были отодвинуты из-за нестабильной ситуации на рынке.