Для расчёта суммы возмещения на ремонт автомобиля существует особая методика Банка России, которой обязаны пользоваться все страховые компании. Однако она довольно запутанная и противоречивая.
Например, в ней оценка восстановления почему-то зависит от даты и места ДТП. Поэтому стоимость одного и того же ремонта разнится в зависимости от дня и региона. Кроме того, при расчёте учитывается износ автомобиля и его отдельных деталей, снижающий суммы выплат. В пределе – до 50 процентов. А среднерыночная стоимость запчастей и отведённых на ремонт нормочасов высчитывается на основе данных о ценах на эти услуги и товары, предоставленных предприятиями из разных регионов.
Общая формула расчета следующая:
РК = СР + СМ + СД, где
РК — общий размер компенсации;
СР — стоимость ремонта;
СМ — стоимость материалов;
СД — стоимость деталей, которые подлежат замене.
Оценить каждое из слагаемых этой формулы для конкретного случая можно на сайте Российского союза автостраховщиков в специальном калькуляторе.
Как возместят, деньгами или ремонтом
У российских автовладельцев есть выбор: получить по ОСАГО деньги на ремонт или же взять «натурой» – починиться на рекомендованной страховой компанией СТО. Для легковых автомобилей, находящихся в частном владении российских граждан, приоритетным остаётся натуральное возмещение ущерба. То есть страховая отправит машину в ремонт и оплатит работу автосервиса и запчасти, стоимость которых рассчитывается по методичке Банка России после осмотра.
У СК обычно заключены договоры со многими СТО, но направить повреждённый автомобиль могут не на каждую. По закону, техцентр должен находиться не дальше 50 км либо от места ДТП, либо от места жительства потерпевшего. Также выбрать СТО можно ещё на этапе заключения договора ОСАГО. Тогда при прямом возмещении туда вас и отправят на ремонт.
Есть сценарии, в которых страховая не сможет провести ремонт и может только возместить ущерб деньгами.
Если машина на гарантии и не старше двух лет, вам обязаны предложить для починки официальный дилерский центр. У СК нет договора с такой станцией? Можете требовать возмещение деньгами. То же требование будет справедливо, если страховая отказывает в направлении на ремонт в техцентр, который есть в её списке партнёров или о котором вы письменно договорились, заключая договор ОСАГО. Совсем фантастический вариант — у страховой нет ни одного партнёра-ремонтника или все предложенные станции дальше 50 км и от места ДТП, и от дома потерпевшего. В этом случае страховая должна выплатить денежную компенсацию.
Ещё ряд случаев денежного возмещения перечислен в законе об ОСАГО. Ущерб возместят в денежной форме за машину, не подлежащую восстановлению или ремонт которой превышает лимит в 400 000 рублей. Деньги может выбрать потерпевший, получивший средний или тяжкий вред здоровью в ДТП, инвалид, которому повредили в аварии специально оборудованный автомобиль, а также родственники погибшего водителя. Наконец, страхователь имеет право при заключении договора условиться со страховой об исключительно денежной форме возмещения.
Частая проблема — требование доплаты на СТО после завершения ремонта, потому что в ходе работы были выявлены дополнительные проблемы. Однако закон требует, чтобы все возможные доплаты были согласованы с потерпевшим и страховой компанией до начала ремонта. Скорректированную сумму и изменённый набор работ после найденных скрытых повреждений станция сообщает в СК и потерпевшему после приёмки машины. И лишь получив согласие, начинает работы.
Возможны варианты, в которых пострадавший может доплатить за ремонт добровольно, подписав со страховой соответствующее соглашение. Например, вы хотите ремонтироваться в полюбившемся техцентре и договариваетесь с СК, что согласны заплатить за разницу между рассчитанными затратами и реальными. Другой легитимный случай — согласие доплатить в ситуации, если стоимость ремонта и запчастей превышает установленный лимит в 400 000 руб. А третий — обоюдная вина в ДТП. Тогда каждый из участников получает лишь часть возмещения посчитанного ущерба. Обычно это половина стоимости для каждого участника, но по решению суда степень виновности может быть пересчитана, например, 70 на 30 процентов. Соответственно, виновники получают выплату соразмерно степени «невиновности».
Но при любом раскладе: сначала согласие на доплату, потом — ремонт. Провести его должны в течение 30 дней со дня передачи машины на СТО — это прописанный в законодательстве срок. За каждый день просрочки — пеня в 0,5% от суммы возмещения. Любые некачественные работы — повод подать жалобу, на что отведено 10 дней. В данном случае за восстановление автомобиля отвечает страховая компания. Если она не реагирует на претензии, придётся обращаться в суд.